Затонувшее судно (wreck) Тистлегорм (SS Thistlegorm)

     Тистлегорм (SS Thistlegorm) - один из самых известных затонувших кораблей севера Красного моря, который нашел свое пристанище на песчаном дне, на глубине 30 метров в проливе Губал, севернее заповедника Рас Мохаммед (Ras Mohammed), между рифом Шааб Али (Sha'ab Ali) и западным побережьем Синая.

       Тистлегорм (SS Thistlegorm) был одним из ста первоклассных английских сухогрузов. Весил 4 898 тонн (водоизмещение 9 009 тонн), его длина составляла 126,5 метра, был оснащен мощным паровым трехцилиндровым двигателем, что позволяло ему развивать скорость до 10,5 узлов. Тистлегорм (SS Thistlegorm) был спущен на воду 9 апреля 1940 года на верфи Thompson & Sons LTD в Сандерленде и являлся грузовым судном, предназначенным для перевозки военных грузов для Британской армии. Для противовоздушной обороны он был оснащен легкой зенитной пушкой (4,7 дюймов) и противовоздушным 40 мм пулеметом.

     Тистлегорм (SS Thistlegorm) был задействован в секретной операции под названием "Крестовый поход", суть которой заключалась в том, что караван из 16 судов должен огибать Африку для обеспечения снаряжением войск, действующих на севере континента. Маршрут этот был намного продолжительнее пересечения Средиземноморья, но позволял британскому транспорту без особого риска достичь Александрии.

     Поставленной перед сухогрузом задачей была доставка боеприпасов, снаряжения и техники для Восьмой Британской армии, насчитывающей 200 000 человек, которая располагалась в Египте и Восточной Ливии. В мае 1941 года Тистлегорм (SS Thistlegorm)с экипажем 39 человек вышел из шотландского порта Глазго. Корабль был оснащен грузом боеприпасов, бомб различного назначения, противотанковых мин, винтовок Lee Enfield MK III, сотней мотоциклов BSA W-M20, Matchless G3L и Norton 16 H, автомобилей Bedford, Morris и Ford, прицепами, переносными электрогенераторами, запчастями к самолетам и автомобилям, медикаментами и резиновыми сапогами. Дополнением к основному грузу были два легких танка Universal Carrier MK II, два паровоза Stanier 8 F в комплекте с цистернами для воды.


      Когда Тистлегорм (SS Thistlegorm)завершал свой путь в водах Красного моря, поступил приказ бросить якорь в проливе Губаль, рядом с рифом Шааб Али (Sha'ab Ali) и ожидать возможности пройти Суэцкий канал, временно перекрытый подорвавшимся на немецкой мине судном. В ночь с 5 на 6 октября четыре немецких бомбардировщика Хенкель 111 с дислоцированной на острове Крит авиабазы проводившей военные действия вдоль Синайского побережья, атаковали Тистлегорм.

     Судно было поражено двумя бомбами в районе трюма № 4. Взрыв был мощнейшим, поскольку бомбы спровоцировали взрыв котла и большей части находившихся на борту боеприпасов. Начался пожар и переломившийся Тистлегорм (SS Thistlegorm)быстро опустился на плоское песчаное дно глубиной 30 метров. Капитан и экипаж были спасены сопровождавшим судном Carlisle, но 4 моряка и 5 артиллеристов погибли при кораблекрушении.

      Впервые Тистлегорм (SS Thistlegorm)был обнаружен в марте 1955 года командой Жака Ива Кусто во время его экспедиции в Индийский океан на исследовательском судне Калипсо. Данные исследования подробно описаны в знаменитой книге Жака Ива Кусто "В мире безмолвия", а сцены подводной съемки затонувшего судна вошли в одноименный документальный фильм. После длительного периода, в 1993 году ВВС снимает документальный фильм "Последний рейс Тистлегорма" и с этого времени затонувшее судно становится одним из самых популярных и захватывающих мест погружений для дайверов из Хургады, Эль Гуны, Шарм эль Шейха.

     Трудно сказать, сколько погружений нужно совершить, чтобы исследовать корабль полностью. Для простого представления, что такое Тистлегорм (SS Thistlegorm), необходимо совершить хотя бы четыре погружения. 

      Первое погружение, как правило, посвящено наружному осмотру Тистлегорма (SS Thistlegorm), который начинается с зоны, разрушенной попаданием бомб. Здесь можно увидеть многочисленные боеприпасы, как упакованные в ящики, и без них, два перевернутых танка Carrier MK II. Если позволяют условия, то можно отплыть примерно на 30 метров в сторону от левого борта к стоящему здесь фрагменту паровоза с передней парой колес, отброшенному сюда мощным взрывом. Осматривая кормовую часть, можно увидеть зенитную пушку и противовоздушный пулемет, которые сохранились очень хорошо. На самом дне на 30 м лежат руль и винт корабля. 







     Последующие погружения совершаются в грузовые трюмы корабля через грузовую шахту, которые представляют наибольший интерес при погружениях на Тистлегорм, так как они являются своего рода музеем военной техники времен Второй Мировой войны. В носовом трюме находятся винтовки Lee Rnfield MK III, резиновые сапоги и ящики с медицинскими принадлежностями, а на самом верхнем уровне - мотоциклы BSA и автомобили "Morris". Во втором трюме расположены грузовики "Bedford", мотоциклы Matchless G3L и Norton 16 H и автомобили. В третьем трюме находятся ящики с амуницией и ручные гранаты.



   

      Кроме того, что Тистлегорм (SS Thistlegorm)представляет интерес как памятник военной истории и затонувший объект, это еще и искусственный риф, где часто можно встретить стаи снэпперов, барракуд, тунцов, на палубе и среди металлических конструкций обосновались рыба-крокодил, крылатки, скорпены, групперы, голожаберные моллюски.

       Тистлегорм (SS Thistlegorm) является местом погружения для опытных дайверов из-за течения и ветра.

Підпишись на новини